Содержание

Введение………………………………………………………………………………………... 5

Информационная справка……………………………………………………………………... 5

1.Целевой раздел…………………………………………………………………………….. 6

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………. 6

1.1.1.Цели и задачи реализации образовательной программы……………………………… 7

1.1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программы……………… 8

1.1.3.  Концептуальные положения …………………………………………………………….9

1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной

программы основного общего образования

1.2.1. Общие положения……………………………..……………………………..…………….9

1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты ……………………12

1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ ……15

1.2.3.1. Формирование универсальных учебных действий……………………………..……..15

1.2.3.2. Формирование ИКТ - компетентности обучающихся………………………………..19

1.2.3.3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности ……………….…….23

1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом….……………………………..…..24

1.2.3.5. Русский язык……………………………………………………………………….……..25

1.2.3.6. Литература………………………………………………………………………..………31

1.2.3.7. Иностранный язык………………………………………………………………..…...….33

1.2.3.8. История России. Всеобщая история……………..…………………………..………….39

1.2.3.9. Обществознание……………………………………………………………..……………42

1.2.3.10. География…………………………………………………………………..………..…..47

1.2.3.11. Математика. Алгебра. Геометрия…………………………………………..…….……51

1.2.3.12. Информатика и ИКТ………………………………………………………..……………55

1.2.3.13.  Физика……………………………………………………………………..………..……57

1.2.3.14. Биология……………………………………………………………………..……………60

1.2.3.15. Химия…………………………………………………………………….…..……….…..62

1.2.3.16. Искусство (ИЗО)……………………………..……………………………..….…………65

1.2.3.17. Искусство (Музыка)..………………………………………………………...……...…...67

1.2.3.18. Технология…………………………………………………………………...…………...68

1.2.3.19. Физическая культура…………………………………………………..…….………….71

1.2.3.20. Основы безопасности жизнедеятельности……………………………….…..………..72

1.2.3.21. Основы духовно-нравственной культуры народов России…………………………..76

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования……………………………………77

1.3.1. Общие положения……………………………………………………………….………….77

1.3.2. Особенности оценки личностных результатов………………………………....….…….78

1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов…………………………….……….79

1.3.4. Особенности оценки предметных результатов……………………………………….….82

1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений……….......................83

1.3.6.  Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от основного к

среднему (полному) общему образованию ……………………………………………………..84

1.3.7. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения….…….………….. .85

 

2. Содержательный раздел ……………………………………………………………………. ..86

2.1. Программа развития универсальных учебных действий (УУД)…………….……………86

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов ………………………………………… 93

2.2.1.Общие положения………………………………………………….……………………….93

2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования

2.2.2.1.Русский язык  .…………………………………………………..………………………..93

2.2.2.2. Литература………………………………………………………..………….….……….98

2.2.2.3. Иностранный язык . .……………………………………………..……….….…………107

2.2.2.4. История России. Всеобщая история…………………………………….….…..………120

2.2.2.5. Обществознание…………………..………………………………...…………...………134

2.2.2.6. География………………………………………………………………………………...137

2.2.2.7. Математика. Алгебра. Геометрия………………………………………………………144

2.2.2.8. Информатика  и ИКТ..……………………………………………………………….….147

2.2.2.9. Физика……………………………………………………………...…………………….150

2.2.2.10. Биология………………………………………………………………………………...151

2.2.2.11. Химия……………………………………………………………………………………153

2.2.2.12. Искусство (ИЗО)…………..……………………………………...…………………….154

2.2.2.13. Искусство (Музыка)…..………………………………………………………………..156

2.2.2.14. Технология……………………………………………………………...………………157

2.2.2.15. Физическая культура…………………………………………………………………...158

2.2.2.16. Основы безопасности жизнедеятельности……………………………..……………..160

2.2.2.17. Основы духовно-нравственной культуры народов России………………………….166

2.3. Программа воспитания и социализации………………………………….…………..…….167

2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся………………………………168

2.3.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся…………………………………….………………………………………………..170

2.3.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся………...……………………………………………………………………………171

2.3.4. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся…………….…….....172

2.3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися……………………….………..178

2.3.6. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами………..……………………181

2.3.7.Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся………………………………………………………………………………………185

2.3.8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни…………………………………………………………………….…..187

2.3.9. Деятельность МКОУ «Песковская СОШ» в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся……………………………………………..188

2.3.10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся……………….190

2.3.11. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся………………………………………………………194

2.3.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся…………………………………………………………………..…………………195

2.4.  Программа коррекционной работы ………………………………………………………196

 

3. Организационный раздел

3.1. Учебный план……………………………………………………….………………………..202

3.2. План внеурочной деятельности…………………………………………………………….207

3.3. Календарный учебный график ……………………………………………………………..216

3.4.Система условий реализации основной образовательной программы…………………..218

3.4.1.Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования…………………………………………..……………………..218

3.4.2.Психолого – педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования……………………………………………………………....….228

3.4.3. Финансовое  обеспечение реализации основной образовательной     программы основного общего образования………………………………………………...………………..230

3.4.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования…………………………………………………...………….….231

3.4.5. Информационно – методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования……………………..……………………………...236

3.4.6. Механизмы достижения целевых ориентиров…………………………………………...244

3.4.7. Контроль за состоянием системы условий ………………………………………………245

3.4.8. Сетевой график (дорожной карты) по формированию необходимой  системы условий  реализации ООП ООО……………………………………………………………………………248

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основная образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО) разработана  творческой инициативной группой педагогического коллектива муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Песковская средняя общеобразовательная школа» (далее МКОУ «Песковская СОШ»)  Поворинского муниципального района Воронежской области, имеющего Свидетельство о государственной аккредитации Серия 36 ОП № 026995 от 30.03.2012, регистрационный  № ИН-1006,

в соответствии с требованиями:

        -    закона Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании»;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

        - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (вступил в силу 21.02.2015г.);

- Приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 от 27.07.2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для  образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

- Приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 840 от 30.08.2013 г. «О внесение изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 от 27.07.2012 г.»;

- типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением правительства РФ от 19.03.2001 №196;

- Санитарно-эпидемиологическхе требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.11.2010;

- с особенностями МКОУ «Песковская СОШ», образовательными потребностями и запросами обучающихся, воспитанников.

 

Информационная справка.

 

Тип   школы.   Муниципальное   казенное   общеобразовательное   учреждение "Песковская средняя общеобразовательная школа" Поворинского муниципального района Воронежской области.

Юридический адрес: 397340,    с. Пески, Поворинский район, Воронежская область, ул. Советская, 14, МКОУ "Песковская СОШ".

Телефон: 8 (47376)3-13-47, 3-10-08;  Е-mail: Fa66@rambler.ru; сайт: virtshkola.ru

Действующие лицензии на образовательную деятельность:

Лицензия на право ведения образовательной деятельности, установленной формы и выданной « 21 » февраля 2012 г., серия А  № 305128,  регистрационный номер И-2487 (срок действия лицензии – бессрочно) Инспекцией по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области на реализацию образовательных программ:

•       Основная общеобразовательная программа начального общего образования

•       Основная общеобразовательная программа основного общего образования

•       Основная    общеобразовательная    программа    среднего    (полного)    общего образования

Общеобразовательные программы дополнительного образования детей следующих
направленностей: научно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-
краеведческой, художественно-эстетической, эколого-биологической, военно-
патриотической,                    социально-педагогической,                     культурологической,
естественнонаучной.

Сведения об аккредитации: Свидетельство об аккредитации организации выдано «30» марта 2012 г. Инспекцией по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области Серия 36 ОП № 026995, срок действия свидетельства с « 30» марта 2012 г. до «30» марта 2024 года

Учредитель: администрация Поворинского муниципального района.

Директор МКОУ  «Песковская СОШ» Селиванова Елена Анатольевна.

 

1. ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка.

 

МКОУ «Песковская СОШ» функционирует с 1959 года. Школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. На протяжении нескольких лет в школе ведется подготовка обучающихся старшей ступени по информационно-технологическому и социально-экономическому  профилю.

Школа успешно осуществляет свою миссию, обучая всех детей микрорайона, закреплённого за образовательным учреждением. Образовательная функция является ведущим аспектом деятельности. Работа педагогического коллектива обеспечивает реализацию целей и задач, определённых образовательной программой. В работе с учащимися школа руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом МКОУ «Песковская СОШ», методическими письмами и рекомендациями, внутренними приказами, в которых определён круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

Проектная мощность школы – 800 мест. В 2014-2015 учебном году в школе обучалось 422 учащихся. Количество классов – комплектов 24, из них 11 – в начальной школе, 11 - в основной школе и 2 – в старшей школе. Средняя наполняемость классов – 17 человек.

В основной школе реализуется идея предпрофильного обучения в рамках программы развития. В 9-х классах организована предпрофильная подготовка. 

Учащиеся школы на протяжении многих лет показывают качество образовательной подготовки 55 – 59%. Принимают активное участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников, занимают призовые места – 5-7% от общего числа победителей и призеров района.

Школа укомплектована кадрами, педагогический коллектив школы стабильный, обладающий высоким уровнем профессионализма.  В их числе 1 заслуженный учитель школы РФ, 7 человек имеют звание «Отличник народного просвещения», 5 человек - «Почетный работник общего образования».

91 %  педагогических работников имеют высшее педагогическое образование, 4,3 % -  среднее специальное педагогическое.  40,5 % имеют высшую и 48,5 первую  квалификационную категорию. Так как в школе имеются  молодые педагоги, администрация выстраивает перспективную линию повышения квалификации и аттестации молодых специалистов.

 

1.1.1.  Цели и задачи реализации образовательной программы МКОУ «Песковская СОШ»

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

В соответствии со стратегической целью российского образования МКОУ «Песковская СОШ» разработало основную общеобразовательную программу,  которая  предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека подросткового школьного возраста  и в связи с этим  ставит следующие цели:

- обеспечить условия для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной  индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации  образования обучающихся;

- создать и организовать функционирование многополюсной информационно-образовательной среды с определением динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

- взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района) для приобретения опыта реального управления и действия;

- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;

- помочь подросткам овладеть грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);

- способствовать развитию подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого подростка.

 

1.1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программы

ООП ООО отражает стратегию развития образования МКОУ «Песковская СОШ» и строится на следующих принципах:

- равных возможностей получения качественного основного общего образования  (дети могут получать образование на дому, в форме экстерната, семейное образование);

- духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества (в рамках реализации программы патриотического воспитания);

- преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (реализация данного принципа через кружковую, факультативную работу и элективные курсы);

- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России (реализация данного принципа через воспитательные мероприятия);

- единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений

(через сетевое взаимодействие с другими образовательными организациями);

- демократизации образования и всей образовательной деятельности; 

- формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом (участие в мониторинговых исследованиях школьного, районного и областного уровней);

- условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (реализация данного принципа  через совершенствование материально-технической базы, методической и психолого-педагогической службы).

 

1.1.3.  Концептуальные положения

ООП ООО Песковская СОШосновывается на последних достижениях педагогической науки и практики, в том числе:

- на проблемно-ориентированном развивающем образовании (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов);

- системно-деятельностном подходе к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);

- психологической теории личности (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Р. Мэя, М. Маслоу, Э. Фромма,  и др.);

- смысловой педагогике вариативного образования (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов);

- на педагогических и социально-психологических исследования межличностного общения (Н.Ф. Виноградовой, А.А. Леонтьева, Г.М. Андреева, Н.П. Аникеева и др.);

- на идеях непрерывности (наличие последовательной цепи компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов и приемов, форм и результативности), а также преемственности образования (детский сад – школа - колледж - вуз);

- педагогических системах и идеях К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова;

- на инновационных технологиях образования (информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологиях; системе дистанционного обучения; уровневой дифференциации; педагогике сотрудничества; проблемном обучении);

- концепции профильного обучения (А.Г.Асмолов, В.А. Болотов, В.В.Давыдов, Л.П.Кезина, А.А.Леонтьев, Е.В.Ткаченко, Е.А.Ямбург и др.);

ПРОДОЛЖЕНИЕ...