Анализ

воспитательной работы

МОУ Песковская средняя общеобразовательная школа

за 2008 – 2009 учебный год
 
«Воспитание - есть управление процессом развития и формирования личности через создание для этого благоприятных условий».

Х.Й. Лийметс

 

 

     В процессе формирования личности воспитание, как целенаправленное воздействие на человека, играет определенную роль. Это – одно из основных категорий педагогики. Оно, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации воспитательной работы существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуации в развитии государства и общества. Воспитательная работа в нашем образовательном учреждении строится с учетом того, что воспитание есть управление процессом развития личности. В этом учебном году в ходе реализации поставленных задач были достигнуты следующие результаты, подтверждающие повышение уровня воспитанности школьников:
* более спокойные и доброжелательные отношения между детьми и взрослыми;
* уменьшение количества дисциплинарных нарушений в школе;
* сокращение числа учащихся, состоящих на внутришкольном учете;
* повышение культуры общения и поведения на массовых внеклассных мероприятиях.

Все это стало возможным благодаря целенаправленной воспитательной работе, использованию новых форм обучения, отвечающих интересам детей, деятельности органов ученического самоуправления, качественной работе кружков и секций, работе теле- и пресс-центров «Школьный экспресс», а также школьным традициям. Основной целью воспитательной системы МОУ Песковская СОШ является гармоничное развитие личности учащегося, его способностей с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей. Педагогический коллектив школы, сознавая, что результатом воспитательной деятельности является формирование социальных, нравственных и культурных ценностей, ставил в 2008– 2009 уч. году перед собой следующие задачи:
* формирование духовного мира ребенка. Создание необходимых условий для его саморазвития, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов;
* воспитание физически развитой, творческой, интеллектуальной личности. Укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта, привитие здорового образа жизни;
* продолжить работу по созданию условий для сохранения и укрепления физического состояния учащихся;
* повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;
* повышение роли психолого-педагогической службы в формировании школьного и классного коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;
* создать все условия для самореализации личности каждого ребенка через дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования;
* взять под контроль работу общественных детских организаций школы «Юность России» и «Надежда России»;
* выпускать из школы такого выпускника, который бы в сложной политической и социально-экономической ситуации развития общества смог успешно самоутвердиться, реализовать свои способности и возможности, стать полезным обществу человеком.

В основе системы воспитательной работы школы лежит методика коллективных творческих дел. Их разнообразие позволяли учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. К традиционным можно отнести такие общешкольные праздники, как: «День знаний», «Первый звонок», праздничная программа «Атланты держат небо, а школу - учителя», «Волшебница осень», «Мелодии и ритмы осенней эстрады», концерт ко Дню Матери, «Веселое Новогодье», вечер встречи с выпускниками школы, конкурс патриотической песни, военно-спортивные соревнования «А ну-ка, парни!», деловая игра «Выборы в школьный парламент», концерт – сюрприз для мам, фестиваль «Школьная весна», митинг, посвященный Дню Победы, праздник «Последний звонок, выпускной бал «Прощание со школой», «Пусть всегда будет солнце», посвященный Дню защиты детей.
В этом году использовались и новые формы воспитательной деятельности, такие как: конкурс инсценированной песни, общешкольный конкурс танца «Школьные звездочки», музыкально – поэтический салон «Жизнь замечательных людей воронежского края», акция протеста организации старшеклассников, посвященная Международному дню мобилизации против ядерной войны.

Интересной формой работы можно считать и выпуски ежемесячной школьной газеты и телепередач «Школьный экспресс», корреспондентами которых могли стать любой учащийся школы, родители, педагоги. Деятельность пресс-центра по итогам районного конкурса «Чтобы услышали» была отмечена отделом по образованию как лучшая. Заместитель главного редактора Березкина Ксения была направлена в г. Воронеж для участия в областном этапе данного конкурса, где получила Благодарственное письмо. В 2008-2009 учебном году в школе активно работали военно-патриотическое объединение старшеклассников «Защитник» и военно-патриотический клуб «Истоки», деятельность которых была направлена на патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование у обучающихся позиции гражданской ответственности за судьбу своей Родины, воспитание чувства любви к России, своей малой родине, знакомство и бережное отношение к ее истории. Этому способствовали систематически проводимые мероприятия на уровне школы и района:
* конкурс патриотической песни;
* смотр строя и песни;
* организация работ по благоустройству воинских захоронений и памятников;
* встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и оказание им помощи;
* оформление стенда музея, посвященному герою СССР Теплякову Д.А.;
* организация и проведение военно-спортивных праздников и соревнований;
* выставка творческих работ учащихся на тему «Я люблю тебя, Россия!»;
* победа в районной военно-патриотической игре «Победа» (2 место).
Согласно плану общешкольной программы военно-патриотического воспитания учащихся «Растим патриотов России», возрождены традиции тимуровских отрядов для оказания помощи Ветеранам войны и труда, проводились автобусные экскурсии по местам Боевой славы (г. Воронеж, г. Волгоград), уроки Мужества, экскурсии по школьному краеведческому музею, Залу боевой Славы, смотр-конкурс чтецов «Строки, опаленные войной». Формы проведения КТД принимались на совете старшеклассников, в состав которого входят учащиеся 9 – 11 классов, а утверждались на заседании педагогического совета. Одним из наиболее ярких коллективных творческих дел школы является ученическое самоуправление. В 2008 -2009 учебном году мы немного усовершенствовали систему ученического самоуправления.